понедельник, 25 июля 2011 г.

Фаат Янбулат. 4 группы даров (свежее исследование).




Писание содержит определенное число отрывков о дарах, которые мы и задействуем все по очереди, чтобы составить полную картину того, как всё функционирует, без возможности придраться к полученным выводам. Ко всем отрывкам мы обратимся по мере надобности.

Вначале сразу же отметим: при соединении вместе и внимательном изучении всех мест Писания, говорящих о дарах, получается «сетка» из четырех групп даров. Складывается впечатление, что три из 4-х групп даров раздают искупленным Отец, Сын и Святой Дух:

Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же.
(1Кор.12:4-6)


Передача даров верующим распределена в Божьем триединстве следующим образом:
сверхъестественные дары раздает Святой Дух,
дары пятигранного служения – Сын,
дары мотивации – Отец.


Есть еще одна группа даров –
управления.
Эти дары выбираются людьми и из людей.


Вот 1-я группа из 9-ти даров сверхъестественного
(харизма – греч.). Их раздает Дух:

Одному дается Духом слово мудрости,
другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом;
иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения,
иному пророчество,
иному различение духов,
иному разные языки,
иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:8-11)


Обратите внимание на конец отрывка: дары харизма раздаются Духом. Эти дары даются рожденным свыше. Мы не будем на них подробно останавливаться.

2-я группа даров – это т.н. группа даров пятигранного служения. Их раздает Христос.

7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
11
(и вот какие дары:) И Он поставил
одних Апостолами,
других пророками,
иных Евангелистами,
иных пастырями
и учителями,
(Еф.4)


Призыв человека к дару пятигранного служения может произойти аж от утробы матери. Так было с Павлом. Просто подтвердится это только после рождения свыше. А проявится, войдет в силу, высвободится – и того позже!

Отец раздает дары мотивации. Или дары действия
(энегрема – греч). Это следующая,
3-я группа даров. Кому-то они даются до покаяния, кому-то – после. Кому-то добавляются к уже имеющимся. Таких даров множество. Поэтому скорее всего Библия не содержит полного перечня всех даров энергема. Или даров Отца. Для церкви такие дары-действия служат в качестве вспоможения. Они помогают функционированию церкви при равном возможном участии других трёх групп даров в жизни одного и того же человека.

Иным дал … дары … вспоможения. (1Кор.12:28)

http://riverflow.ru/images3/77.jpegМотивационные дары касаются финансовой помощи, специфических умений, пения, игры на инструментах, увещевания, дара гостеприимства, благотворения, раздаяния. Далеко не полный перечень даров мотивации мы находим в следующем стихе:

Увещатель ли, увещевай;
раздаватель ли, раздавай в простоте;
благотворитель ли, благотвори с радушием.
(Рим.12:8)


Забегая вперед, отметим, что весь этот отрывок Рим.12:6-8 представляет собой не перечень даров отдельно взятой группы, а скорее произвольный набор из разных групп даров.

4-я группа даров – это дары управления.

Иным дал … дары … управления. (1Кор.12:28)

Остановимся на них поподробнее…


Дары управления.

Всего даров управления в поместной церкви – 2. Это епископы и дьяконы. Ничего нового в этом сообщении нет. Об этом учил еще «дедушка» Дерек Принс. В классическом труде
«Основы Учения Христова».

Вот как Павел представляет церковь в виде совокупности ее членов и даров управления:

Павел и Тимофей, …всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. (Фил.1:1)

Вот вам и церковь с ее структурой. Без всяких человеческих надстроек. Епископы, как дар управления занимаются духовными вопросами, как то: учение, конфликтные ситуации, финансовые решения. Ими же разбираются вопросы греха, отлучения, защиты от ересей.

2-й дар управления – дьяконы. Занимаются материальными, хозяйственными вопросами.

Полный перечень даров управления и их характеристика находится в 1Тимофея:

2 Епископ должен быть непорочен, …честен,
8 Диаконы также должны быть честны,
(1Тим.3)


Дары управления не раздает ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух...
Тогда кто? Люди. Эти дары выбираются людьми и из людей.
Только потом подтверждаются Богом.

Почему так? Потому что при выборе епископа учитывается желание кандидата, хочет ли он этим епископом стать.

Кто епископства желает, доброго дела желает. (1Тим.3:1)

Другими словами кроме человеческого выбора существует момент согласия выбираемого, прежде чем тот сможет функционировать в качестве соответствующего дара управления. То же обстоит и с избранием дьяконов. Их тоже выбирают люди:

3 Итак, братия, выберите из среды себя 7 человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
5 И угодно было это предложение всему собранию.
(Деян.6)


То, что эти семеро – дьяконы, сказано в Деян.21:8
«…дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов».

Еще раз,.. дары управления не выбирают так: Бог решает, люди соглашаются.
Наоборот, решают люди, а Бог подтверждает, соглашается.

«Какие  люди  это  решают?»
Только не рядовые члены церкви.

По всему Новому Завету видно: это решают либо апостол, насадивший церковь, либо уже выбранные епископы. При поставлении на служение посредством возложения рук кандидату передается от Бога благодать, необходимая для функционирования в даре (только не в сане!) епископа.

Для надлежащего функционирования дар управителя имеет также дары из остальных трёх групп даров. Но не они делают погоду в Божьем подтверждении того, что человек способен стать даром управления для церкви. Согласно 1Тим.3 критерием такого выбора в пользу того или иного кандидата остается степень его зрелости. Благочестивый характер.

http://riverflow.ru/images3/77.jpegЕпископ должен быть
непорочен,
одной жены муж,
трезв,
целомудрен,
благочинен,
честен,
страннолюбив,
учителен,
не пьяница,
не бийца,
не сварлив,
не корыстолюбив,
тих,
миролюбив,
не сребролюбив…
      (по тем же критериям выбираются дьяконы…)
Диаконы также должны быть
честны,
не двоязычны,
не пристрастны к вину,
не корыстолюбивы,
Диакон должен быть муж одной жены,
хорошо управляющий детьми и домом своим.
(1Тим.3:2-12)


Дар управления епископ – он же пресвитер, он же блюститель, он же предстоятель. Всё это названия одного дара. И каждое из них встречается в Новом Завете. Вот в частности доказательство того, что епископ – тот же пресвитер.

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен...
7 Ибо епископ должен быть непорочен.
(Тит.1)


Мы видим здесь классический случай замены тождественных понятий. Так, Павел мог бы сказать: «поставь по всем городам пресвитеров, если кто непорочен... ибо пресвитер должен быть непорочен». Но в 7-м стихе он заменяет пресвитер на тождественное «епископ», и этим уравнивает оба слова, как 2 разных значения одного и того же дара. И где тут, спрашивается, место существующему институту региональных епископов?! Епископ – он только внутри церкви епископ и есть, нигде больше. Это никакой не смотритель церквей и не кабинетный работник.

Смысл названий «епископ» и «дьякон».

Чтобы выяснить, что конкретно означают «епископ», «пресвитер» и «диакон», нам понадобится понятие транслитерации.

Транслитерация – есть введение в речь иностранного слова. В нашем случае это передача оригинальных греческих слов средствами кириллицы. К примеру «Христос» – транслитерация. Потому что на русском звучит, как и на греческом. Переводом являлось бы «Помазанник».

Вот «воеводы» из Деян.16:35 – никакая не транслитерация, а перевод, потому что на греческом это «преторы». В отличие от «епископ», «пресвитер» и «диакон» – озвученных в русской речи греческих слов.

Так в чем смысл названий «пресвитер» и «епископ»? И что значит «диакон»? Начнем с дьякона. «Диакон» в переводе с греческого «служитель». Или «слуга». Отвечает описанной в Новом Завете функции дара, обозначенного, как дьякон.

12 Диакон (транлитерация греческого «слуга») должен быть муж одной жены... 13 Ибо хорошо служившие (уже перевод греческого «диаконео») приготовляют себе высшую степень. (1Тим.3)

Теперь понятна причинно-следственная связь 12-го и 13-го стихов: «ибо хорошо служившие». Потому и служившие, что служители, а не просто непонятно что означающие диаконы.

Епископ в переводе с греческого значит «надзиратель». Отражает функцию дара управления. Русское «надзиратель» ассоциируется с тюремным работником. На самом же деле это слово несет смысловую нагрузку наблюдения и присмотра. «Смотритель над…». Или над-взирающий. Слово «епископ» состоит из двух слов: -епи (над) и -скоп (смотреть). Сравни с теле-скоп, пери-скоп, микро-скоп, кине-скоп, стето-скоп.

Пресвитер – это греческое звучание русского слова «старейшина». Отражает духовную зрелость, необходимую для управления церковью. Не житейский возраст, но возраст во Христе:

Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился. (1Тим.3:6)

Поэтому старейшиной может быть и физически молодой человек. Если давно и, как говорится, не зря уверовал...

http://riverflow.ru/images3/77.jpegКроме рассмотренного в предыдущей главе отрывка из Тита 1, в Библии есть еще места, где епископ и пресвитер означают один и тот же дар.

17 послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и… сказал им:
28 …Дух Святый поставил вас блюстителями
(епископами – греч.), пасти Церковь Господа.
(Деян.20)


Аналог находим даже в Ветхом Завете:

И сказал Господь Моисею: собери Мне 70 мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его. (Чис.11:16)

В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, этот приведенный стих звучит как «…которых ты знаешь, что они пресвитеры и епископы его».

Вау! Каждый из 70-ти мужей одновременно пресвитер и епископ Израиля. Чем не еще одно подтверждение изначального смысла слов «старейшины и надзиратели», который в синодальном переводе книги Чисел указывает в одном случае на зрелость, а во 2-м – на функциональную нагрузку всё того же дара, а ни в коем случае не на две разных официальные должности, как часто принято трактовать обе транслитерации.

Этот отрывок из Пятикнижия одновременно показывает, что управление в новозаветной церкви осуществляется по модели, установленной Богом в Израиле времен Моисея, до момента, когда через человеческое вмешательство эта модель управления была изменена в форму правления через царей.

Управление старейшинами Бог дал Израилю сразу после того, как Моисей признался в несостоятельности иерархической структуры управления через 1000-начальников, 100-начальников и т.д., введенной им незадолго до этого по совету (подумать только!) языческого жреца Иофора. Вот как пожаловался Моисей на многоструктурную форму управления:

Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Чис.11:14,15)

Ничего удивительного, что и сегодня внутри небилейских форм управления люди испытывают схожие чувства.

Рукоположение старейшин и дьяконов.

Отметим еще раз, управление – единственная из групп, дары которой (старейшины и дьяконы) назначаются через рукоположение. Рукоположение кем? Согласно Нового Завета либо апостолом, либо группой уже действующих в церкви старейшин (только не голосованием общины, такого в Библии нет).

http://riverflow.ru/images3/77.jpegРукоположение – не ритуал, но форма передачи помазания, дара для функционирования в качестве управителя. Апостол, передающий, высвобождающий через возложение рук благодать для действия в даре управления, должен по меньшей мере сам прежде насадить церковь, в которой у него есть власть всё это делать.

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23)

Пресвитеров рукоположили Павел и и Варнава, которые за 4 стиха до только что приведенного называны апостолами. О возможности передавать дар через возложение рук уже функционирующими старейшинами сказано здесь:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (пресвитеров - греч.) (1Тим.4:14)

А вот пример того, что в церкви рукополагаются также и дьяконы:

Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. (Деян.6:6)

Распределение даров.

Посмотрим теперь, как выглядит распределение даров на примере отдельно взятого верующего.

Итак, 1 человек может иметь по одному или несколько даров от каждой из 4-х групп даров. Или не иметь из какой-то группы вообще ни одного дара. Здесь нет строгой закономерности.

http://riverflow.ru/images3/77.jpegНапример, Павел был Апостолом и Учителем из группы даров Иисуса.
Из группы даров Духа он действовал во множестве даров.
Из мотивационных даров имел дар Благотворителя, занимаясь сбором и пересылкой пожертвований для нуждающейся церкви в Израиле. Также имел дар Даятеля (см. Гал.2:10)

Но вот дара Управления Павел не имел. Будучи Апостолом, он сам курировал дары Управления.

Другой пример – Филипп. Из группы даров Иисуса Филипп – Евангелист. Из группы даров Духа имел дары Исцеления, Чудотворения, Различения духов (Деян.8). Среди даров Управления Филипп – Дьякон (Деян.6). Из мотивационных даров Отца через него проявлялось Гостеприимство. (Деян.21:8)

Попутный вопрос: «Может ли апостол функционировать в качестве старейшины?» Одновременно – нет. В разное время – пожалуйста.

Когда апостол прекращает путешествовать и начинать церкви, в итоге оседая в одной из них (например, по старости), для него перестают действовать повышенные полномочия апостола, такие как присмотр, курирование церквей, и он просто становится одним из старейшин с равным с ними решающим голосом. Так было с Иоанном в старости:

Старец (пресвитер – греч.) - избранной госпоже. (2Ин.1)

Причем Иоанн числился пресвитером НЕ насажденной им церкви Ефеса. Аналогичен случай с Петром.

Старейшин (пресвитеров – греч.) ваших умоляю я, со-старейшина (сопресвитер – греч.) и свидетель страданий Христовых. (1Пет.5:1)

Произвольное перечисление даров

Есть 2 отрывка из Посланий, которые не должны дезориентировать нас в отношении рассмотренных 4-х групп даров. Это Рим.12:6-8 и 1Кор.12, начиная с 27-го стиха.

В обоих случаях с целью показать многообразие, переплетение, созависимость, взаимодополняемость даров в Теле (это видно из начала обоих отрывков) Павлом умышленно применено произвольное перечисление даров, а не список отдельно взятой группы. Вследствии чего каждое такое перечисление начинается с упоминания тела Христова:

И вы - тело Христово, а порознь - члены.
И иных Бог поставил в Церкви,
во-первых, Апостолами,
во-вторых, пророками,
в-третьих, учителями;
далее, иным дал силы чудодейственные,
также дары исцелений,
вспоможения,
управления,
разные языки.
(1Кор.12:27-28)


Рассмотрим этот отрывок. Здесь сказано:
«апостолами,.. пророками,.. учителями».

Перечислены 3 из пяти даров Иисуса. Уже не полный список. Что еще раз наводит на мысль о произвольном, неполном перечислении. Читаем далее: «далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений». Это 2 дара из другой группы даров: даров Святого Духа. Думаю, с этим тоже никто спорить не будет.

Перечисление продолжается: «(дары) вспоможения, управления». Павел упоминает уже не выборочные дары из отдельных групп, а сами группы. В подтверждение этой мысли ни одного дара из названных целиком групп Павел так и не назовет. Какие конкретно группы упоминает апостол? В частности группу даров энергема, или даров Бога Отца, а также группу даров управления. Заканчивается произвольное перечисление даров столь же произвольным упоминанием дара из группы даров Духа «разные языки».

Теперь следующий отрывок с произвольным перечислением даров.
Он также начинается с мысли о разнообразии дарований в теле.
Это та же причина произвольного упоминания даров разных групп:

Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
имеешь ли служение, пребывай в служении;
учитель ли, - в учении;
увещатель ли, увещевай;
раздаватель ли, раздавай в простоте;
начальник ли, начальствуй с усердием;
благотворитель ли, благотвори с радушием. (Рим.12:4-8)


Рассмотрим и этот стих. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры» – речь скорее всего о даре Духа, а не Иисуса, т.к. пророка в служении вряд ли надо увещевать пророчествовать по мере веры, это скорее предостережение для имеющих простой дар пророчества. «Имеешь ли служение» (греческое «диакон») - это дар из группы управления.

Идем дальше...
«учитель ли…» – а вот теперь уже дар Христа;
«увещатель,.. раздаватель» – дары энергема;
«начальник ли, начальствуй с усердием» – речь о еще одном даре из группы управления - пресвитере;
«благотворитель ли, благотвори с радушием» – вновь упомянут дар из группы даров энергема, даров Отца.

Т.о. в двух приведенных отрывках мы видим намеренное произвольное перечисление названий даров и даже групп даров, что никак не сказывается на получанном выше откровении о существующей сетке даров и принципах распределении их среди отдельных верующих. О библейской модели управления церковью поговорим в следующей части.