Кто такие николаиты,
во что они верили
и чем занимались?
во что они верили
и чем занимались?
Вас когда-нибудь интересовало, кто такие эти
николаиты, о которых упоминается в книге Откровение? Кем бы они ни были, Иисусу
было омерзительно их учение и ненавистны их дела. Давайте сегодня вникнем в
этот вопрос и выясним отличительные черты николаитов. Почему их учение
заслуживало порицания? Какие дела они совершали и чем вызвали у Иисуса такую
реакцию?
Давайте начнём с Откровения 2:6, где Иисус обращается
к Ефесской церкви: «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела
Николаитов, которые и Я ненавижу». Иисус был доволен тем, что церковь в Ефесе
ненавидела дела николаитов, которые и Он ненавидел. Слово «ненавидеть» очень
весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo
— «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень
омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко
укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже
ужасным. Он не только ненавидит это, но и полностью отвергает. Это не просто
неприязнь, это настоящая ненависть.
Николаиты получили своё имя от греческого слова nikolaos,
которое состоит из слов nikos — побеждать, подчинять и laos — люди.
От второго слова произошло английское слово laity — миряне. Вместе они
образуют слово Nicolas, которое означает: тот, кто побеждает людей и
подчиняет их. Отсюда следует, что николаиты побеждали людей и подчиняли их
себе.
Ирений и Ипполит, два служителя первоапостольской
церкви, которые записывали многие события, происходившие в то время в церкви,
сообщали, что николаиты были последователями Николая Антиохийца, которого
посвятили в дьяконы: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали
Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и
Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников»
(Деяния 6:5).
О некоторых из тех, кого выбрали в дьяконы, мы знаем
много, о других же не знаем почти ничего. Например, мы знаем, что главным
критерием при отборе дьяконов стало то, чтобы они были «изведаны, исполнены
Святого Духа и мудрости» (стих 3). После избрания их представили апостолам,
которые и возложили на них руки, тем самым официально назначив их дьяконами.
Стефан
Как и другие избранные, Стефан был изведан, исполнен
Святого Духа и мудрости. Но в книге Деяния Апостолов 6:5 есть одно упоминание о
Стефане, которое относилось только к нему. Там говорится: «…избрали Стефана,
мужа, исполненного веры и Духа Святого…» Его крепкая вера и послужила
причиной того, о чём говорится в 8-м стихе этой же главы: «А Стефан, исполненный
веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».
Стефан был призванный Богом благовестник и стал первым
в истории Церкви мучеником, убитым по одобрению Савла Тарсянина (впоследствии
ставшим апостолом Павлом) (см. Деяния 7:58–8:1). Дьяконское служение стало для
Стефана «испытательным полигоном» и подготовило его к служению благовестника.
Имя Стефан, на греческом stephanos, значит венец. Это стоит
отметить, ведь он стал первым, кто получил венец мученика.
Филипп
Филипп тоже был в числе других шести человек,
посвящённых в дьяконы. Но потом он перешёл в служение благовестника (см. Деяния
21:8). У него было четыре дочери, которые пророчествовали (стих 9). Дьяконское
служение и подготовило Филиппа к служению благовестника. Имя Филипп означает любитель
лошадей. Оно символизировало человека, бегающего с той же лёгкостью и
резвостью, что и лошади, — подходящее имя для новозаветного благовестника,
которому приходится быть проворным, неся народам евангельскую весть.
Прохор
Об этом члене дьяконского служения известно очень
мало. Его имя, Прохор, состоит из приставки pro — впереди, указывающей
на лидерское положение, и корня chorus — танец, от которого произошло
слово хореография. Отсюда следует вывод, что это не имя, а прозвище,
которое ему дали потому, что он был главным руководителем танца в какой-то
школе, театре или музыкальной постановке. Этому предположению нет никакого
доказательства, но его имя всё же говорит о такой вероятности.
Никанор
Этот неизвестный брат тоже был «изведан, исполнен Святого
Духа и мудрости». Больше о нём ничего неизвестно. В Новом Завете о нём больше
не упоминается. Имя Никанор означает завоеватель.
Тимон
Как и о Никаноре, о Тимоне известно только то, что он
также был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Его имя означает благородный,
высокой ценности.
Пармен
Кроме того, о чём говорится в 6-й главе книги Деяния,
о Пармене не известно больше ничего. Его имя состоит из приставки para —
рядом и корня meno — оставаться, пребывать. Целиком его имя означает
держаться рядом и передаёт смысл быть преданным, верным.
Николай
Николай был Антиохийцем, обращённым из язычников.
Некогда язычник, впоследствии он перешёл в иудейскую веру. Затем у него было второе
обращение: из иудаизма в христианство. На основании этих сведений, о Николае
Антиохийце можно сказать следующее:
* Он пришёл из язычества, а значит, имел глубокие
языческие корни, чего нельзя сказать о других шести дьяконах — по происхождению
иудеях. Языческое прошлое Николая указывает на то, что раньше он занимался
оккультной практикой.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.
Мы не знаем, сколько раз он переходил от одной
языческой веры в другую, прежде чем оставить язычество. Его способность легко
менять веру говорит о том, что он не боялся на полпути повернуться и пойти в
противоположном направлении. Как писали старейшины первоапостольской церкви,
Николай призывал к компромиссу, уверяя, что полное отделение христианства от
оккультного язычества не так уж и важно. Судя по этим записям, Николай
Антиохиец настолько погряз в оккультизме, погрузился в иудаизм и увлёкся
христианством, что спокойно со всем этим уживался. Ему ничего не стоило
смешивать эти верования, что-то выдумывать, и он не видел причин, почему бы
верующим не дружить с теми, кто погружён в чёрную магию и многочисленные
мистические культы.
Оккультизм был главной силой, которая противостояла
верующим первоапостольской церкви. В Ефесе самой распространённой языческой
религией было поклонение Диане (Артемиде). В этом городе процветало
идолопоклонство, но Диана была главным объектом оккультного поклонения. В
Пергаме было множество мрачных, зловещих форм оккультизма, из-за чего Пергам
считался самым нечистым, безнравственным городом того времени. В обоих этих
городах приверженцы языческих религий избивали верующих и устраивали на них
жестокие гонения, потому что те противостояли язычеству гораздо интенсивнее,
чем в других городах.
Верующим было очень тяжело жить посреди всех этих
языческих святынь, потому что язычество было главным в жизни этих городов.
Молодые или неутверждённые верующие легко оставляли язычество и так же легко
возвращались к нему, ведь большинство их друзей и родственников оставались
язычниками. Обращённому из язычества было очень трудно не поддаваться влиянию
языческого мира.
Важно отметить, что дела и учения николаитов
распространялись в церквях только этих двух языческих городов. Суть учения,
очевидно, заключалась в пропаганде того, что стоять одной ногой в язычестве, а
другой — в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, совсем
не обязательно столь категорично отделяться от языческого мира. Вот это и было
то самое учение николаитов, которое ненавидел Иисус. Это учение привело к
слабому подобию христианства, бессильному и маловерному, так сказать, мирскому
христианству.
Из-за своих глубоких языческих корней Николай вполне
терпимо относился к оккультизму. Он вырос в оккультной атмосфере, поэтому не
считал, что язычество может быть вредным или даже опасным. Это искажённое
понимание привело к распространению свободных взглядов, в свете которых
верующих призывали не отделяться от мира. Вот, по мнению многих исследователей
Библии, во что верили и чем занимались николаиты.
Приверженцы этого учения потерпели полное фиаско. Если
верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их
жизни во всей полноте. Вот почему этот разговор о Николае Антиохийце так важен.
Злые плоды учения Николая побуждали людей к мирским делам, позволяли грешить и
не стремиться жить благочестиво. В этом смысле он действительно завоевал людей.
Для того чтобы у нас было ясное представление об
учении николаитов, Бог сравнил их учение и дела с действиями Валаама: «Но имею
немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама,
который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели
идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения
Николаитов, которое Я ненавижу» (Откровение 2:14–15).
Когда Валааму не удалось совратить Божий народ одним
способом, он использовал другой: соблазнил израильтян вести разнузданную,
похотливую жизнь, дразня их проститутками Моава. «И жил Израиль в Ситтиме, и
начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам
богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к
Ваал Фегору…» (Числа 25:1–3).
источник