суббота, 16 июля 2016 г.

ХРОНОЛОГИЯ БИБЛИИ И ПЯТЬ ЗАВЕТОВ. Jonathan Welton


Доктор  ДЖОНАТАН ВЕЛТОН  (D.MIN, VISION INTERNATIONAL) является основателем и профессором Библейской школы, АКАДЕМИИ сверхъестественного. Он является автором многих книг, включающих в себя ДВА бестселлера " Школа пророков" и "ВОЗНЕСЕНИЕ".  Доктор  Велтон один из первых,  кто объясняет и интерпретирует ЛУЧШИЕ СИСТЕМЫ  ЗНАНИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВЕТОВ. Он служит по всему земному шару и очень активен в создании ценностей в социальных сетях и СМИ.
https://weltonacademy.com/


Публикую   
Глава 7. ХРОНОЛОГИЯ БИБЛИИ И ПЯТЬ ЗАВЕТОВ 
из книги Джонатан Велтон (Jonathan Welton)
Понимание Всей Библии  (Understanding the Whole Bible)














Глава седьмая

ХРОНОЛОГИЯ БИБЛИИ
И ПЯТЬ ЗАВЕТОВ



 В первой главе мы кратко говорили о сложности понимания хронологии Библии. Многие книги Ветхого Завета не расположены в хронологическом порядке, что вызвало большую путаницу для обычного верующего, особенно когда речь идет о второй половине Ветхого Завета. Однако, по многим причинам хронологическая Библия мало полезна для понимания. Например, большинство ученых говорят, что события книги Иова произошли где-то между Ноем и Авраамом (в Книге Бытия). Если мы поместим книгу Иова перед книгой Бытия, то книга Иова будет прежде истории сотворения мира, но если мы разместим ее после Бытия, то она разместится между рабством Израиля в Египте и Исходом, что является также неудобным размещением. Наиболее точное решение, возможно, было бы разделить Бытие пополам и вставить книгу Иова после рассказа о Ное. Тем не менее, такие существенные изменения, сделали бы такую Библию особо сложной для следования за проповедью во время церковного служения. Очевидно, что решить эту проблему очень непросто.

 Наилучший способ решения этой проблемы это быть осведомленным об этих недостатках в организации хронологической последовательности книг Библии, и понимания периода времени, к которому каждая книга принадлежит.



 ОРГАНИЗАЦИЯ КНИГ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

 Основная проблема существующей хронологии в Ветхом Завете это то, что книги организованы по четырем основным категориям: история, поэзия, великие пророки и малые пророки. График ниже, показывает, какие книги принадлежат к каждой категории:

Исторические
Поэтические
Великие пророки
Малые пророки
Бытие - Эстер
Иов - Песнь песней
Исаия - Даниил
Осия - Малахия

 В некотором смысле, это расположение книг хорошо тем, что помещает каждую книгу вместе с другими книгами по их типу. Исторические отдельно, поэтические отдельно. И основные (большие) пророческие книги отделяются от меньших пророческих книг. Но к сожалению, результатом этого является смещение шкалы исторического времени. В какой исторический период вписываются пророческие книги, и о каких событиях они говорят? Это особенно важно понимать тогда, когда мы понимаем, что  Бог открывает Себя во все возрастающей степени на протяжении всей истории, как мы уже упоминали в главе 1. Таким образом, понимание, в какой исторический период вписывается каждая книга, помогает понять степень откровения о Боге, которую имел автор, написавший книгу.

 Короче говоря, мы рассмотрим порядок книг в котором они стоят, а затем рассмотрим альтернативу.

 Начало Библии от Бытия до Первой и Второй Царств, довольно точно передает историческую последовательность. Это исторические книги, и таблица довольно проста.

  • Бытие: От сотворения мира до порабощения Израиля в Египте.

  • Исход: Рассказ об исходe Израиля из Египта и путешествие в Землю Обетованную.

  • Левит: Инструкции для священников данных во время Исхода.

  • Числа: Рассказ о сорока годах Израиля ходящего в пустыне.

  • Второзаконие: Возобновление завета, принятого Моисеем и до его преемника Джошуа (Иисуса Навина).

  • Иисус Навин: Рассказ о входe Израиля в Землю Обетованную.

  • Судьи: Истории правителей (судей), руководящих Израилем после Иисуса Навина.

  • Есфирь: Маленькая книга об истории одной женщины.

  • Первая и Вторая Царств: Истории o пророкe Самуилe, царe Саулe, и царe Давидe.

 Эти книги довольно легко читаются, без всякой путаницы относительно шкалы времени. Книги, которые исторически следуют одна за другой.

 Следующие книги:

  • Третья и Четвертая Царств: История царя Соломона и раскол нации на два разных царства, Иудею и Израиль. Затем следуют истории царей обоих царств до тех пор, пока они не будут свергнуты и сосланы в Ассирию и Вавилон.

  • Первая и вторая Паралипоменон: Рассказы (вкратце) o царe Саулe, царe Давидe, царe Соломонe и o царях Иудейских (т.е. линия Давида) до переселения в Вавилон.

 В этих четырех книгах мы находим много повторяющихся параллельных историй. И Четвертая Царств и Вторая Паралипоменон заканчиваются рассказом о народе Иуды, сосланном в Вавилон.

 Затем в Библии мы имеем Ездру и Неемию, две книги, которые рассказывают историю о восстановлении Иерусалима. Это значительный скачок вперед по временной шкале без каких-либо объяснений того, что произошло между ними.

 За Неемией следует Есфирь, рассказ о девушке во времена Вавилонского пленения, и это как-бы не вписывается во временную линию. Есфирь является окончанием исторических книг.

 Затем идёт книга Иова, события, которые произошли во времена Ноя, которая здесь действительно неуместна.

 После Иова идут Псалмы, которые были написаны различными людьми в разные периоды времени.

 Затем Притчи, Екклесиаст и Песни Песней, которые были написаны Соломоном в дни первых царей. Поэтические книги встречаются в Библии повсеместно, и в середине мы теряем чувство времени. Они становятся изолированными от исторического контекста, и это абсолютно нежелательно.

 После поэтических книг идут книги великих  пророков: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии (также написанный Иеремией), Иезекииль и Даниил. Первые четыре книги предсказывали  изгнание Израиля и Иуды, в течение периода времени Четвертого Царств и Второй Паралипоменон. Эти четыре книги предсказывали о разрушении того, что после восстанавливали Ездра и Неемия, но они помещены после сюжета о Ездре и Неемии. Это создает хаос в понимании обычного читателя Библии, потому что непонятно, как эти пророчества совпадают с исторической линией времени. Даниил, заключительный из великих пророков, пророчествовал в другое время, чем остальные великие пророки, поскольку мы можем видеть тот факт, что он ссылался на пророчество Иеремии (см. Дан. 9: 1). Даниил был взят в Вавилонский плен, когда он был еще мальчиком. Он стал влиятельным человеком и пророком во времена изгнания. Его пророчества имели место в самом конце вавилонского изгнания, а в некоторых из них Даниил говорит о будущем возвращении своего народа на свою землю. Иными словами, они о событиях, записанных в книгах Ездры и Неемии.

 Вслед за великими пророками следуют малые пророки, большинство из которых были современники Исайи, Иезекииля и Иеремии, и аналогично пророчествовали об уничтожении Израиля и Иуды Ассирией и Вавилоном. Исключение составляют Аггей, Захария и Малахия, которые предсказывали времена восстановления Иерусалима и провозглашали грядущую большую славу.

 В этом кратком описании книг Ветхого Завета, мы можем видеть потенциальную путаницу, вызванную размещением пророческих книг об уничтожении Иерусалима около 586 г. до н.э. и изгнанием в Ассирию и Вавилон, после книг о восстановлении Иерусалима. Текущая временная линия событий, в нашей Библии, полностью отключена.


 ИСПРАВЛЕННАЯ  ХРОНОЛОГИЯ

 Ниже приводится концепция структуры Библии, которая будет действовать гораздо лучше. Это не идеально, но по крайней мере дает ощущение того, как пророческие книги соотносятся исторически.

Исторические
Перед
Изгнанием
Возвращение
После Возвращения
Бытие - 4 Царств
Исаия – Софония (Эстер, как современнaя Иезекиилю)
Даниил, Ездра и Неемия
Захария, Аггей, Малахия

 Здесь, пророчества делятся на две части, одна до изгнания другая после.
В конце истории, царства разделились, и цари становились все более творящими зло, великие пророки и малые пророки стали вавилонскими пленниками
(за исключением Даниила). И таким образом, пророчества касающиеся переселения в Ассирию и Вавилон, расположены в непосредственной близости к записи исторических событий. Наконец, Ветхий Завет заканчивается возвратом остатка Иуды в Иерусалим, чтобы восстановить город и храм, как записано в книгах Даниила, Ездры и Неемии, за которыми и следуют эти три, после возвращения пророческих книг.  Это дало бы гораздо более хронологически-точную картину Ветхого Завета.

Книги стихов могли тогда быть добавлены несколькими различными способами. Мы могли бы разделить их, поставив Псалмы написанные Моисеем после Второзакония, Псалмы написанные Давидом, после Первого Самуила (синод 1 Царств), и книгу Соломона после 2-я Царств (синод 4 Царств).
Или же они могут просто быть помещены в раздел для поэзии. Вопрос о книге Иова, конечно мудрёный. Возможно, мы могли бы вставить примечание в середине Бытия, где появляется книга Иов, относящаяся к корректировке, и в хронологическом порядке которая, могла бы появиться сразу после Бытия. Мы можем долгое время реорганизовывать таким образом книги Библии, но имея эту организацию в наших умах, мы сможем понять смысл текста, когда мы читаем его. Это поможет нам помнить, что Исайя пророчествовал деструкцию, которая произошла в конце второе Царств (синод 4 Царств), а не что-то в нашем будущем. К сожалению, много путаницы о пророчествах Ветхого Завета возникли из-за этого недостатка понимания относительно шкалы времени, какие события предсказывали пророки, и когда эти события происходили в истории Израиля. Это простое понимание хронологии перенесло нас в долгий путь в толковании Библии.


 ХРОНОЛОГИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

 Хронология Нового Завета не столь проблематична. Организация Нового Завета действительно не имеет значения, потому что все двадцать семь книг охватывают период только сорока лет. Для сравнения, Бытие охватывает примерно 2417 лет, а остальная часть Ветхого Завета охватывает еще 1300 лет. По сравнению с этим, сорок лет просто точка во временной шкале. Другими словами, Новый Завет был написан в рамках одного поколения авторов, которые жили в той же общей политической и социальной среде. Как уже упоминалось ранее, некоторые ученые делают попытку доказать, что некоторые книги из Нового Завета были написаны в 80 г нашей эры или более поздней версии. Тем не менее, Джон А. Т. Робинсон, знаменитый богослов и ученый, написал книгу под названием Ознакомление с Новым Заветом, в которой он продемонстрировал, почему все книги из Нового Завета должны были быть написаны в период с 30 г. н.э. до 70 г. н.э. Кеннет Джентри также написал докторскую диссертацию, до падения Иерусалима, которая до сих пор не опровергнута, чтобы доказать, что Откровение было написано в царствование Нерона в 60-е годы нашей эры. Эти авторы приводят весомые доказательства для написания Нового Завета от 30 г нашей эры и до 70 г нашей эры - в течение всего сорока лет. По этой причине хронология книг Нового Завета не столь важна.




 ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ЗАВЕТОВ И КАНОНЫ

 Теперь, когда мы обсудили хронологию Библии, и особенно Ветхий Завет, мы будем рассматривать сюжетную Библию. Очевидно, что хронология очень важна для понимания сюжетной линии. История Библии это не просто история человеческой истории или религии; это история Божьего завета путешествующая с человечеством. Эта история опирается на фундамент Божьих заветов с людьми через историю, и мы не сможем правильно понять историю, если мы не понимаем заветы и каноны, прикрепленные к этим заветам.

 В древнем мире, когда две стороны заключали завет между собой, то они писали и подписывали завет, и это было законным и обязательным. Затем, в течение соглашения этого завета, обе стороны добавляли то, что называется канон, или историю того, как обе стороны пришли к этому согласованному завету. Это включало поэзию, музыку, искусство и культуру, образованных во время этого завета. Канон является органом литературы. Мы имеем в Писании пять основных заветов между Богом и человеком (или нациями) и материал окружающего канона для каждого завета:


1. Завет Бога с Ноем
2. Завет Бога с Авраамом
3. Завет Бога с Моисеем
4. Завет Бога с Давидом
5. Новый Завет Иисуса


 Каждый из этих заветов имеет окружающий канон. Канон Нового Завета является весь Новый Завет, но остальные четыре завета и их каноны в Ветхом Завете. На следующей диаграмме показаны заветы серыми кругами, окружающий белый круг, представляет канон этого завета.


На основании размера литературного канона, окружающего каждый завет, круг окружающий Ноев завет, должен быть очень маленьким. Завет Авраама должен быть немного больше. Моисеев канон действительно большой. Давида немного меньше. И Новый Завет - Завет Иисуса, имеет самый большой канон (двадцать семь книг).

 Если мы не понимаем, что Ветхий Завет на самом деле содержит четыре отдельных завета и канона, то мы не будем иметь четкую картину того, что произошло в Ветхом Завете и почему. Например, Бытие 1 через Исход 19 предшествуют завету Моисея, который начался на горе Синай в книге Исход 20. Интересно, что до Исхода 20, Бог нигде не говорит, что сойдёт Его гнев. Первый раз, когда Бог говорит о том, что разгневан, это в Исход 22, и это связано с пренебрежением к вдовам и сиротам. Если люди действительно хотели разгневать Бога, это был прекрасный способ сделать это. До этого, Содом и Гоморра были разрушены, а потоп принес разрушение, и пока что текст не упоминал о гневе Божьем. О потопе Божье сердце опечалилось, о Содоме и Гоморре, Он ответил справедливостью на ужасающие послания приходящие к Нему об этих двух городах. Но только через две главы после установления закона, гнев Божий делает свое первое проявление. Это имеет смысл, когда мы читаем Римлянам 4:15, в котором говорится, "Закон производит гнев ...". Другими словами, гнев Божий пришел с законом. Это не было частью предыдущих заветов или канонов, и это важно понять в нашем чтении сюжетной линии. Даже при правильной хронологии, мы пропустим много в Ветхом Завете, если мы читаем его как один большой сюжет, не понимая различия внутри каждого завета и канона. Не все они взаимосвязаны, но являются отдельными заветами, и их каноны отдельные истории о Божьих отношениях с людьми.

 Проблема возникает тогда, когда мы, как новозаветные верующие, пытаемся применить к самим себе аспекты Ветхого завета, которые были написаны не для нас. Книга Иова не имеет ничего общего с нашим заветом и каноном, и мы не можем читать её, как если бы она была написана для нас. Да, мы можем извлечь из нее полезное, но мы живем в Новом Завете, с различными обстоятельствами и иными отношениями с Богом. Таким образом, мы должны понимать разницу между заветами и какой из них относится к нам сегодня. Это иногда осложняется тем фактом, что некоторые из обетований в канонах Ветхого завета, будут выполнены в Новом завете.

 Читая Библию с точки зрения заветов и их канонов, полностью меняется наш взгляд на будущее. Вместо того чтобы начать с Бытие 1 и читать его как простую историю, мы понимаем, что Бытие 1 и последующие главы являются частью канона, творящие историю и ведущие к Божьему завету с Ноем. В контексте этого говорится о том, как мир стал таким злым, и почему Наводнение стало необходимым. То же самое можно сказать и о записи завета Бога с Абрамом (Авраамом), человеком с которым Бог решил заключить завет. Израиля еще не существовало, и люди в то время почти ничего не знали о Боге. Аврам рос как идолопоклонник, как и его соседи, но Бог призвал его и начал с ним отношения. Разворачивается история канона, окружающий этот завет.

 Потом, спустя годы, мы находим Моисея и израильтян в рабстве Египта. Бог призвал их и создал совершенно новый завет с этой нацией, ограниченной четкой системой поклонения в рамках закона. Все правила и истории народа Израиля являются частью канона этого завета. Много лет спустя, вышел на сцену Давид и хотел построить дом для Бога. Бог сказал ему, что Он не живет в человеческих рукотворных домах, но Он сказал, что даст дом Давиду, создав союз с ним и через связь по его семейной линии. Таковы основные заветы Ветхого Завета. Тогда, наконец, когда пришел Иисус, Он установил Новый завет через Его смерть и воскресение.21

 Когда дело доходит до понимания сюжетной Библии, христиане традиционно используют один из трех фильтров, которые мы обсуждали в главе 5: диспенсационализм, завет теологии и новозаветной теологии. Но ни один из этих фильтров не работает. Библия не может поместиться внутри любой из этих трёх систем. Вместо этого она состоит из пяти различных заветов и канонов, которые их окружают. В следующих главах мы рассмотрим каждый завет и канон гораздо более подробно. Когда мы смотрим на них в хронологическом порядке, мы видим, как они связаны, что произошло, как они перешли на следующий завет, и как некоторые ранние обетования были выполнены в Новом завете.

<   >

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

 Kenneth Gentry, Before Jerusalem Fell. (Кеннет Джентри, до падения Иерусалима)

 Scott Hahn, Kinship by Covenant (Заключение Заветов).

 John A. T. Robinson, Re-dating the New Testament. (Джон А. Т. Робинсон, Ознакомление с Новым Заветом.)



             
 21 Эта система интерпретации берется в значительной степени из книги Скотта Хана, (Scott Hahns) заключение Заветов. Скотт Хан является очень уважаемым и блестящим ученым – католической церкви, и в этой книге он рассматривает пять заветов и их каноны. Он также рассматривает три вида заветов, потому что не все пять заветов, имеют тот же тип заключения завета, тип завета делает значительную разницу между ними.